Биография

Я дарю людям радость...

Юрий Николаевич Куликович хорошо известен в городе Днепропетровск, прежде всего, как врач, но с недавнего времени еще и как активный и неординарный фотограф. Эти две ипостаси органично пересекаются в его деятельности, ведь искусство, как известно, может благотворно влиять на самочувствие человека, на его здоровье. Зайдя в «Клинику доктора Куликовича», можно увидеть на стенах множество фотографий, и всем, кто когда-либо попадал туда, ставало ясно, что снимки, созданные этим фотохудожником, нельзя отделить от его врачебной практики. У Ю.Куликовича, к тому же, есть своя теория цветотерапии, основанной на психологии восприятия цвета, где, например, зеленый и голубой (основные цвета природы) – символы гармонии и чистоты, а красный и желтый стимулируют активность и уверенность в себе, пурпурный поможет наполнить душу энергией вдохновения, а оранжевый поможет справиться с негативными переживаниями. Но доктор Куликович не просто анализирует цветоэмоции, он постигает их практическое влияние на пациентов. Он изучает, где, как и в каких цивилизациях пользовались воздействием цвета на человеческий организм, и он знает, какие цвета помогают излечить какие недуги. В Украине также существует традиция цветоведенья. Мне вспоминается, как в начале ХХ века великий украинский художник Казимир Малевич проводил исследования цветовой среды и ее влияния на жизнедеятельность человека. Так рождались его «квадраты» – черный, красный, белый, так формировались рекомендации Малевича, например, использовать в хирургии не белую, а серо-зеленую одежду. 

Юрий Куликович не мыслит своей жизни без творчества. У него была детская мечта – стать художником, но выбор пал на другую профессию, а художник в нем заговорил тогда, когда он вплотную занялся фотографией. Любовь к живописи и скульптуре нашла свое проявление еще и в том, что Юрий Николаевич стал коллекционировать произведения искусства. Еще в 1990-х начал собирать свою коллекцию живописи, вывешивая картины в своей клинике. В те годы он проявил себя и как меценат – поддержал первые в городе Биеннале современного украинского искусства «Пан-Украина». Со временем познакомился со многими днепропетровскими художниками. Его интересовали как их творения, так и их личности. Не случайно со временем у него сформировалась фотогалерея портретов известных мастеров кисти и резца. Общение с живописью оттачивало вкусы фотографа, его виденье натуры.  

Куликович ищет и в произведениях искусства, и в самих художниках проявление высших начал, проявление гармонии и благодати. Он и сам, окунаясь в свое фототворчество, отрешается от будничной суеты и забот, от меркантильности нашего мира – погружается в состояние расслабленности, когда мозг отдыхает, негативные ассоциации исчезают, организм наполняется положительными эмоциями. Какие же мотивы могут породить такое мироощущение? Прежде всего – пейзажные мотивы, мотивы природы.

Фотография для Юрия Куликовича – это способ общения с природой и человеком, скорее всего – способ задержать это общение. Мы можем наблюдать как бы эффект обратного воздействия: состояние автора позволяет ему выбрать именно те виды и ландшафты, которые созвучны его эмоциям; энергетика художника, зарядившая фотокомпозицию, стократно усиленная, возвращается к зрителю. Так рождается лечебный эффект. Сам Куликович говорит о некоем базовом эффекте фотографии – эффекте гармонии. Основа же гармонии – цвет и композиция. Сочетание цветов на снимке должно быть гармоничным, будь то близкие или контрастные тона, иначе не появится резонанс с организмом. Безусловно, умение видеть, выбрать необходимую точку зрения, нестандартный ракурс, нахождение нужного формата, линии горизонта, а также оригинальная тональная обработка фотоснимков, порой усиление цветового звучания (автор при подготовке к печати работает фильтрами), использование фотобумаги «металик» и прочие профессиональные нюансы, создали неповторимый стиль фотохудожника Юрия Куликовича. Более того, можно говорить о его фотографиях как о светоживописи.

Действительно, фотокомпозиции автора сродни живописным картинам, но написанным не красками, а светом. Ведь основное выразительное средство фотоискусства – это свет. Дело даже не в том, что именно свет создает изображение на фотопленке, а в том, что композиции, созданные Куликовичем, пронизаны светом, они имеют эффект рассматривания на просвет, в этом смысле они по-своему витражны (будь то цветные или черно-белые работы). Еще они удивительны схваченным состоянием восхищения перед бесконечной красотой и совершенством нашей планеты; они монументальны – природа  в них грандиозна и непостижима. Глядя на бескрайние просторы – водную стихию или горные хребты, небесную даль или земную твердь, ловишь себя на мысли о магии божественного замысла, о вечности и незыблемости космоса, но в то же время хрупкости и подвижности природной среды. Изредка встречаются фигурки людей или животных, следы человеческой деятельности – жилища, лодки, даже населенные пункты, увиденные как бы с птичьего полета, но они – частичка этого мира, они так малы по сравнению с планетарными формами.

Речь здесь идет о той первой крупной серии фоторабот, которую Ю. Куликович назвал «Терапия цветом» и показал на своей первой персональной выставке в Днепропетровском историческом музее им. Д.И.Яворницкого в 2007 году. Эта серия была продолжена, и в 2010 году она демонстрировалась в Днепропетровском дворце студентов на третьей персональной выставке под названием «Терапия цветом в квадрате». (В планах фотографа расширять и саму тему, и географию ее экспонирования). Посетителей выставки поражали не только экзотичность мест, запечатленных фотохудожником (а он отобразил природу не только Украины, России и ближайших наших соседей – Турции, Греции, Египта, но и далеких стран: Норвегии, Шри-Ланки, Камбоджи), но главным образом – ощущение радости и красоты, которые испытал и сам автор при создании фотографий. В этой серии он, как правило, использует формат квадрата – для него это идеальная форма. Нередко снимки сделаны с большой высоты, например, с борта вертолета. Автор как бы увлекает зрителя ощущением полета, он использует панорамные виды, иногда с резко уходящей перспективой, с высокой линией горизонта. Набегающие волны, глубокие каньоны, водопады, потоки облаков, заснеженные горные вершины создают незабываемое впечатление.

Вторая большая серия фотографий Ю.Куликовича – «Город и его люди». Она была показана на второй персональной выставке фотохудожника в 2009 году в Днепропетровском дворце студентов. Эта тема создавалась на протяжении нескольких лет, она и сейчас имеет свое продолжение. Ее первые мотивы – вечерний город с ночной иллюминацией: освещенными дорогами, зданиями с подсветкой, праздничными фейерверками, убегающими линиями огней автомобилей. Автор приглашает к прогулке ночными парками и скверами, задерживается возле фонтанов и скульптурных монументов – фантастичных в своей ночной жизни, любуется набережными и мостами, яркими вечерними огнями. Для достижения ощущение волшебного праздника автор использовал особые технические приемы, в частности, длинные выдержки.

 Позднее в серию вливается цикл фотографий, порой черно-белых, будничного Днепропетровска – иногда неприглядного, иногда презентабельного, чаще делового и погруженного в свои заботы. Автор вглядывается в лица детей, подростков, прохожих, людей труда – рабочих, врачей. Видит фасадную сторону города, заглядывает и на задворки. Завершается серия портретами известных личностей, среди них – 25 фотопортретов ведущих днепропетровских художников. Некоторых из них уже нет с нами. Образы проникновенные и правдивые. Серия со временем приобретает все большее историческое значение, ведь в ней – временной срез жизни города. Хотя иногда кажется, что фотографу ближе не реализм повседневности, а поэзия вечности. Недаром в его планах – расширить тему «терапии цветом» и показать ее на следующей персональной выставке.

Учитывая, что фотографией Ю. Куликович начал заниматься не так давно – с 2005 года, приятно удивляет профессионализм автора, что не раз было отмечено на международных фотовыставках, в частности, на трех фотоконкурсах в городе Линц (Австрия, 2007-2008 гг.). Это результат самообразования и оттачивания своего мастерства. Несмотря на то, что творчество Ю.Куликовича вливается в те русла, которые имеют место в современном искусстве фотографии, он сумел выкристаллизовать свою собственную манеру, передать свое личное мироощущение, раскрыть лечебное действие своей фотоживописи на организм человека. Им созданы сотни фотопроизведений, которые несут большой положительный заряд. Неудивительно, что его выставки – предмет интереса со стороны очень серьезного зрителя, например, представителей церкви. А в целом, фотоэкспозиции Юрия Куликовича пользуются большим успехом как у знатоков, так и в широких кругах общественности.

 

Елена Годенко-Наконечна,

искусствовед,

член Национального союза художников Украины